А ВЫ УЖЕ ЕЛИ КЛОНА?
Заголовок статьи я выбрал отнюдь не случайно. Дело в том, что, буквально, на днях Европейский парламент после длительных дебатов все же так и не принял закон, запрещающий употреблять в пищу продукты из клонированных животных. Поэтому в Евросоюзе продолжит действовать старое законодательство от 1997 года: на изготовление еды из клонированных животных требуется специальное разрешение. То есть, запрет на «клонированную еду» не вводится. Содержание наноматериалов в пище также пока никак не маркируется. И это несмотря на то, что шесть из десяти европейцев, согласно опросам, выступают против потребления клонов в пищу.
Таким образом, мясо и молоко потомков клонированных животных будет продаваться в магазинах Европы без специального указания на это.
А все началось с лягушки.
Создать животных и растения с заданными качествами всегда было чем-то чрезвычайно заманчивым потому, что это означало создать организмы уникальнейшие и нужнейшие, устойчивые к болезням, климатическим условиям, дающие достаточный приплод, и в случае с млекопитающими животными- необходимое количество мяса и молока. Одним из направлений научных разработок в этом направлении и явилось клонирование.
Первые успешные опыты по клонированию животных были проведены в 1960-е годы английским эмбриологом Дж. Гордоном в экспериментах на шпорцевой лягушке. В этих первых опытах для пересадки использовались ядра клеток кишечника головастиков. Впрочем, результаты были подвергнуты критике, так как в кишечнике головастиков могли сохраниться первичные половые клетки. Но в 1970 году удалось провести опыты, в которых замена ядра яйцеклетки на генетически помеченное ядро из соматической клетки взрослой лягушки привела к появлению головастиков и взрослых лягушек. Результат эксперимента стал основанием для вывода об обратимости эмбриональной дифференцировки генома, по крайней мере, у земноводных.
Однако, что касается млекопитающих, то долгое время все попытки их клонирования были безуспешными. Первое успешное клонирование млекопитающего (домовой мыши) осуществили советские исследователи в 1987 г. Они использовали метод электропорации для слияния энуклеированной зиготы и клетки эмбриона мыши с ядром.
Значительный вклад в решение этой проблемы был сделан шотландской группой исследователей из Рослинского института и компании «PPL Therapeuticus» под руководством Яна Вильмута. В 1996 году появились их публикации по успешному рождению ягнят в результате клонирования. В окончательном виде проблема клонирования животных была решена группой Вильмута в 1997 году, когда родилась знаменитая овца по кличке Долли— первое млекопитающее, полученное из ядра взрослой соматической клетки. В дальнейшем были проведены успешные эксперименты по клонированию различных млекопитающих с использованием ядер, взятых из взрослых соматических клеток животных (мышь, коза, свинья, корова), а также взятых у мёртвых, замороженных на несколько лет, животных.
Профессор Вильмут, руководивший работами в Рослинском институте в Шотландии по клонированию овцы Долли, был посвящен в рыцари. Британское правительство некоторое время назад выдало ему лицензию на медицинские исследования по клонированию человеческого эмбриона. Недавно он прекратил подобные исследования, заявив, что решение связано скорее с научными, а не с этическими соображениями
А его «первенец» в мире клонированная, овца Долли, умерла в возрасте 6,5 лет от легочной недостаточности. Ученые высказывали опасения, что у нее начался процесс преждевременного старения клеток. Обычно овцы живут 11-12 лет.
В целом технология клонирования животных ещё находится в стадии развития. У большого числа полученных таким образом организмов наблюдаются различные патологии, приводящие к внутриутробной гибели или гибели сразу после рождения, хотя при клонировании овец в 2007 году выжил каждый 5-й эмбрион (в случае с Долли — понадобилось 277).
Появление технологии клонирования животных вызвало не только большой научный интерес, но и привлекло внимание крупного бизнеса во многих странах. Естественно, в плане интенсификации производства мяса и других продуктов животноводства.
Их интенсивно едят!
Стоит все же напомнить, что, в отличие от Америки, забой клонов и их потомства до сих пор не стал массовым явлением в странах Европейского Союза. Пока лидером по производству продуктов питания из клонированных животных остаются США. Причем, там к этому относятся достаточно спокойно.
Американские СМИ полны утверждений о том, что животные, выращенные с помощью биотехнологии, если и отличаются от обычных животных, то в лучшую сторону: клонирование и генная инженерия, убеждают граждан, – это всего лишь еще один инструмент для выведения новых пород, а этим люди тысячи лет занимались неосознанно и около ста лет – на основе данных генетики. Ученые и технический персонал заботятся об экспериментальных животных куда лучше, чем фермер – о своем стаде обычных животных (хотя бы потому, что вырастить одну-единственную генетически модифицированную корову или козу в тысячи раз дороже и сложнее, чем обычную). Ветеринары и диетологи тщательно наблюдают их от рождения и следят за последующим ростом и развитием. Американский Департамент сельского хозяйства (USDA) и Национальные институты здоровья (NIH) регулярно и с особой тщательностью проверяют учреждения, в которых содержат «искусственных» животных. Несколько групп ученых в разных странах исследовали мясо и молоко клонированных животных по сотне показателей и не нашли отличий от мяса и молока животных, зачатых обычным путем.
Но есть и нюансы, которые вызывают у неподготовленного человека, мягко говоря, чувство неприятия. Так. представители американской компании, которая занимается клонированием, объясняют, что в США часть рогатого скота, клонированного с целью увеличения производства продуктов питания, создается из клеток лучших образцов, но берутся они из мертвых (!?) животных. Фермеры говорят, что так делается потому, что единственная возможность определить, что мясо животного обладает исключительно высокими качествами, существует через осматривание его трупа. Американские ученые используют множество методов, позволяющих оценить, какие из животных являются носителями исключительных качеств. Такие признаки включают качество мяса, полезность или долговечность.
Но в Старом Свете народ все же более консервативен. Многие опросы на территории ЕС показали, что мясо и другие продукты клонированных животных не найдут покупателей. Естественно, чтобы не произошло бойкотирования таких продуктов, заинтересованные организации хотели бы избежать соответствующей маркировки.
Критики употребления в пищу клонированных продуктов говорят, что есть целый ряд причин этического характера, по которым необходимо сохранить существующие правила в европейской сельскохозяйственной сфере. «Что касается клонирования животных, то существует ряд вопросов, на которые нет ответа, – как этических, так и практических», — говорит представитель Земельной ассоциации, выступающей против продажи продуктов полученных от клонированных животных. «Клонирование не только плохо влияет на здоровье животных, мы еще не знаем долгосрочных последствий для здоровья человека употребления в пищу таких продуктов», — добавляет он.
А депутат Европарламента Дармар Рот-Берендт (SPD), эксперт по защите здоровья потребителей, критикует поведение Федерального правительства своей родной страны. Клонирование животных «этически и морально не оправдано — говорит она, — в ЕС массово выводятся потомки клонированных животных, продукты из мяса которых лежат на полках наших магазинов».
Поскольку у каждой проблемы всегда есть две стороны, должен упомянуть также и позитивный аспект, тем более, что связан он с несравненным немецким юмором. Журнал «Kojote» пишет, что клонированное мясо более безопасно для потребителей, и цитирует эксперта по ген-технике Франка Штайна: «В конце концов, мы сможем во всех 17 000 супермаркетах Германии купить шницель из одной и той же свиньи».
А что? У нас, ведь, тоже можно, в конце концов, вырастить нашу национальную свинью. Чтобы и сала на ней было как положено, ну и все остальное… А потом ее долго клонировать.
«Кладбище домашних животных» – уже реальность!
Большинство читателей, конечно же, помнит жутковатую книгу Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» и одноименный кинофильм. Герои книги получили возможность оживлять своих усопших любимцев,- котов и собак, похоронив их в аномальном месте.
Но нечто подобное стало возможным и в настоящее время. Недавно в США впервые продан клонированный котенок в возрасте восьми недель. Котенка за $50 тыс. купила жительница Техаса, у которой умерла кошка, жившая с ней 17 лет. Котенок был клонирован калифорнийской компанией Genetic Savings and Clone при помощи ДНК умершей кошки. Год назад ее хозяйка сдала образцы ДНК своего питомца на хранение в специальную лабораторию.
Собственно, американцы начали коммерческое клонирование кошек еще в 2004 году, а американская компания «Байо Артс интернэшнл» в 2008 году выставила на всемирный аукцион свои услуги по клонированию собак. Возможность воскресить домашних питомцев предоставлялась 5-ти желающим. Для этого нужно было зарегистрироваться на сайте аукциона и уплатить 100 тыс. долларов.
Разумеется, особое внимание уделяется клонированию животных, обладающих выдающимися способностями. В апреле 2008 года южнокорейские таможенники приступили к дрессировке семи щенков, клонированных из соматических клеток лучшего корейского розыскного пса породы канадский лабрадор-ретривер. По мнению южнокорейских ученых, 90 % клонированных щенков будут удовлетворять требованиям для работы на таможне, тогда как лишь менее 30 % обычных щенков проходят тесты на профпригодность.
А японский центр обучения собак, определяющих раковые опухоли по запаху, клонировал одну из своих подопечных в корейской биотехнологической компании RNL Bio в 2008 году. Эмбрионы, клонированные из клеток кожи самки по кличке Мэрин, были имплантированы суррогатной матери-собаке в апреле. Шестилетняя Мэрин стала бесплодной после удаления матки по причине болезни. Владелец собаки, главный кинолог японского центра обучения собак в Сирахаме Юджи Сато сообщил, что способности Мэрин к определению раковых клеток считаются лучшими в мире. Он также считает, что ее клонирование привлечет внимание к такой диагностике рака. По договору между Сато и RNL Bio были созданы 2 клона. После рождения щенки проходят обучение в японском центре, а затем один из них вернется в Южную Корею для дальнейшего изучения. При успехе предприятия планируется создание большего количества клонов Мэрин для отправки в организации разных стран, занимающиеся изучением диагностики рака с помощью собак. Такая диагностика основана на предположении о том, что раковые клетки издают специфический запах, не присущий здоровым клеткам. Обладающие тонким обонянием такие собаки могут различить этот запах на самых ранних стадиях болезни.
Не обходится и без курьезов. Ученые из Нового Орлеана недавно подарили миру очень необычного кота, которого назвали Мистер Зеленые Гены. Во время дневного освещения этот кот абсолютно ничем не отличается от своих собратьев – обычный рыжий кот. Однако, в ночное время, в темноте, он начинает… светиться. Фосфоресцируют у данного создания только глаза, язык и десны. Конечно же, без вмешательства генной инженерии здесь, разумеется, не обошлось. Скажете,- что здесь удивительного, сейчас многие проводят опыты с генами кошек? Да, это так, действительно проводят. Но все дело в том, что операция, связанная с изменением генома кошки – без ущерба всему организму, до сих пор не проводилась. Мистер Зеленые Гены стал первым существом, который выдержал ее с успехом. Жаль только самого кота. Отныне бедолаге станет весьма затруднительно охотиться на мышей в ночное время. Впрочем, не исключено, что, как раз наоборот, — мыши будут падать в обморок пачками, увидев в темноте «огнедышащее чудище». Но, если без шуток, — для человечества данный эксперимент открывает безбрежные горизонты. При помощи небольшой операции по изменению генов можно навсегда избавиться от самых тяжелых болезней. Но, как говорят французы, — вернемся к нашим баранам. И к свиньям, коровам, курам и т.д, то есть, к тем животным, которых мы едим. Кто может гарантировать, что к нам не поступит (если уже не поступало) из Европы мясо или молоко клонированного скота? Сейчас в Украине стало модным «лепить» на продукты наклейку «Без ГМО». Может, стоит обзавестись торговле еще и бейджиком «Я не клон». Достоверность, разумеется, такая же, как и при декларировании отсутствия генетически — модифицированных организмов, а все же как то спокойнее. Виталий Троицкий.
|